?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поделюсь еще одним наблюдением за жизнью в Казанском университете, который меня до глубины души возмутил. Это вам кажется, что университет меняется. Не знаю, что там меняется, в конкретной жизни простого преподавателя пока практически ничего не изменилось. Впрочем, я работаю всего лишь месяц и я оцениваю с позиции человека, приехавшего из-за рубежа, привлеченная яркой рекламкой о том, что "альма-матер" (я его закончила в свое время) хочет стать университетом международного уровня. Вот я и подумала, а не поспособствовать ли ему в этом. Ну это предистория...
История такова, что, во-первых, зарубежные докторские степени (Ph.D) не принимаются за таковые в России. Их надо либо переаттестовать (при этом подать в ВАК диссертацию на русском языке - не легче ли перезащитить?), при этом гарантировано, что вам определят ее как кандидатскую. На мой вопрос в отделе кадров КФУ, будут ли мне платить за две кандидатские (у меня есть одна российская кандидатская степень), мне прямо сказали, что "нет". Конечно, то, что вы учились и защитились за рубежом ( к слову, в Японии)  - это ваше личное дело, нам эти страны - не указ. А то, что в положении о новом федеральном университете и положениях Минобра РФ прописано "о вхождении в общее образовательное пространство", о Болонском процессе, о необходимости иметь в стенах российских университетов защищенных на Западе и прямым текстом "с Ph.D", никого не волнует на самом-то деле. Ибо все, что пишется и говорится о реформах и инновациях (говоря шире, модернизации) - на самом деле, в реальной жизни НЕ проводится. Просто это очередная КАМПАНИЯ для выкачки денег. Кому? Думаю, в этой стране данный вопрос - риторический.
Во-вторых, в продолжение темы о рабском труде преподавателя в этой стране, и в данном конкретном вузе. Мне предложили поработать на факультете дополнительного образования, вести японский язык для студентов КФУ с других факультетов и людей со стороны. Заметьте, все это коммерческие группы. На японский язык записалось 14 человек. За 100 часов слушатель платит где-то около 9 тысяч рублей. Ставка преподавателя за 1 час - внимание: 200 рублей и нисколько не привязан к количеству слушателей. Расклад, думаю, вам понятен. Неужели труд менеджера, аренда помещения и корочка КФУ оценивается выше, чем интеллектуальный труд человека, который и создает сертификату КФУ тот самый положительный имидж.
Естественно, я отказалась работать за такие деньги и в таких условиях. К слову, работать надо было с 7 до 9 вечера три раза в неделю и не имея возможности уехать, например, на конференцию и так далее. То есть ты жестко привязан к данной коммерческой работе, которая тебе ничего не дает. За такие деньги потерянное здоровье-то не восстановить. Легче работать с частными учениками - более благодарными, по более гибкому графику. Да, самое главное, что по другим (неязыковым) предметам преподавательская ставка - 100 рублей.  И самое главное, что люди работают! Просто рабский труд какой-то. Я возмущена таким отношением к интеллектуальному труду. И я понимаю теперь прекрасно, почему мозги продолжают убегать из этой страны. "Мозги" что рыбы, ищут лучшее место для реализации личностного потенциала. И упреки в непатриотизме излишни. В конце концов, люди остаются российскими гражданами, но работают в других странах.
В-третьих, уровень отдельных представителей от науки. На одной из кафедр меня попросили рассказать о себе. Последней фразой в моем рассказе было "последние три года я работала в японском университете". Один старенький, но молодящийся, профессор задал мне первый вопрос "А где в Казани японский университет", после которого, когда ему объяснили, что "работала в Японии", стал задавать вопросы не по теме научных интересов или названии моей докторской работы в Ялонии (я не вдавалась в подробности), а по очень частным вопросам - замужем ли, если ли дети. В общем, заседание научной кафедры в КФУ - это разговоры на завалинке. К слову, никто из более молодых коллег не подошел ко мне даже после заседания кафедры познакомиться со мной поближе или пригласить к участию в совместных проектах. О них кстати практически не было ничего сказано. В общем, атмосфера О-ОЧЕНЬ творческая и научная. Нигде в других вузах за рубежом я такой не встречала.
В общем, вывод: 1) очередное "бла-бла" о реформах в высшем образовании (в частности в КФУ), 2) лично я никому из своих японских коллег в КФУ приглашать не собираюсь - не хочу позориться преподавательскими зарплатами и отношением к научной и преподавательской деятельности, ну и последний вывод - до тех пор, пока изменения не произойдут, приезжать работать сюда не стоит. Потеря времени и сил, которое можно было бы использовать намного эффективнее. 

Tags:

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
shock_it
Sep. 29th, 2010 08:19 pm (UTC)
Мысль понятна. А что Вы предлагаете?
ulr
Sep. 29th, 2010 08:29 pm (UTC)
1) по поводу степеней. Дать им особый статус тогда между нашей кандидатской и нашей докторской и вообще определить по тарифной сетке.
2) по поводу оплаты преподавателей. больше платить! более того, на днях меня пригласили поучаствовать в работе учебного факультетского центра и, оказалось, что оплата преподавателя на коммерческих курсах, собственно, не ограничивается какими-то циркулярами. Значит, речь идет об элементарном хамстве менеджеров от образования. мы сейчас думаем как сделать так, чтобы в нашем центре преподаватели получали соответственно своему статусу и интеллекту.
shock_it
Sep. 30th, 2010 01:30 pm (UTC)
По первому пункту не совсем понятно. Я понял лишь то, что Вы предлагаете разграничить зарплату в зависимости от ученой степени. Например, у нас, в Беларуси, существует такое разграничение. Доктор наук и кандидат наук имеют разные надбавки.

По второму: каким образом Вы предлагаете измерять интеллект преподавателей? Более того, когда дело касается обучения людей, стоит разграничивать какие-то абстрактные показатели интеллекта преподавателя и его способность эффективно преподавать предмет.
ulr
Oct. 2nd, 2010 05:27 pm (UTC)
Такое разграничение есть для российских степеней. Но в России совсем не учитываются и не признаются степени, полученные за рубежом. Я об этом говорю.
shock_it
Oct. 4th, 2010 09:29 pm (UTC)
в Беларуси тоже актуален этот вопрос, однако очевидно, что вся суть в различиях образовательных систем. Кардинальных различиях.
ulr
Oct. 5th, 2010 06:30 am (UTC)
В чем кардинальные различия? Лично у меня есть и российская кандидатская степень и зарубежная магистрская и докторская. Я знаю как защищаются и здесь и там. Никакого кардинального (!) различия я не заметила.
shock_it
Oct. 5th, 2010 08:38 pm (UTC)
Я не говорю о различиях в процедуре защиты. Я говорю о различиях систем образования: постсоветской и западной.А так как системы имеют кардинальные отличия, то приравнивать ученые степени не совсем корректно.
ulr
Oct. 2nd, 2010 05:30 pm (UTC)
Способность эффективно преподавать оценивает студент - своим участием и неучастием в данном курсе. Причем за рубежом вы можете требовать замены преподавателя, если вас он или его квалификация не устраивает. А оценка интеллекта происходит посредством выполненных научных работ, выраженных в публикациях в ведущих научных журналах, и полученных степенях. НУ, и следовательно, приглашение данного ученого для участия в конференциях и чтения лекций в других вузах. Таким образом, это две разные оценки ученого и преподавателя.
shock_it
Oct. 4th, 2010 09:44 pm (UTC)
Все же способность обучать людей несколько отличается от способности производить на них впечатление. Конечно, второе важно, однако не является достаточным для эффективного обучения.

Например, у меня в школе был учитель младших классов, который позволял детям курить, курил вместе с ними и прикрывал их от других преподавателей. Само собой, многие ученики думали, что учитель этот - их лучший друг.

Я это к тому, что нельзя доверять студенческой оценке эффективности преподавания. Просто напрсото ввиду некомпетентности. И к тому, что необходимы авторитетные системы оценки.

В остальном согласен. В общих чертах.
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2012
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono